TEXACO
На главную
О производителе
О "Добром мастере"
Масла и смазки
Наши клиенты
Контакты

Яндекс цитирования
Добрый мастер
О производителе | Масла и смазки | Контакты | Статьи | Карта сайта | О нас | Обзоры |

Производство топлив и масел

Сырьем для получения смазочных масел являются остаток атмосферной перегонки нефти — мазут (дистиллятные масла) и остаток вакуумной перегонки мазута — гудрон (остаточные масла). Гудрон подвергают деасфальтизации (удаление смолисто-асфальтеновых веществ) жидким пропаном с получением остаточной высоковязкой масляной фракции. После селективной очистки, депарафинизации и гидродоочистки масляного сырья получают дистиллятные и остаточные базовые масла. Добавлением в дистиллятные или остаточные базовые масла присадок получают товарные масла.

Масляные дистилляты и остатки после деасфальтизации подвергают селективной очистке обработкой специальными растворителями — N-метилпирролидоном или фенолом, реже — фурфуролом. Из дистиллятов удаляют полициклические арены с короткими боковыми цепями, тем самым улучшая один из важнейших показателей масла — индекс вязкости (зависимость вязкости масла от изменения температуры). Для улучшения низкотемпературных свойств дистиллятных и остаточных масел (понижения температуры застывания) после селективной очистки используют процесс депарафинизации масла. Как правило, депарафинизацию производят смесями растворителей, например смесью метилэтилкетона с толуолом. При депарафинизации из масляной фракции удаляют твердые углеводороды. Заключительная стадия очистки масляного сырья — гидродоочистка (обработка водородсодержащим газом на катализаторе при повышенной температуре и давлении) — используется для удаления продуктов окисления, сернистых соединений, превращения олефинов в насыщенные соединения. Гидродоочистка повышает термическую стабильность масла и приемистость к присадкам.

В перспективе процессы селективной очистки, депарафинизации при производстве масел будут заменены на гидрогенизационные (гидрокаталитические) процессы (гидрокрекинг, каталитическая парафинизация, гидроизомеризация, гидрирование), не загрязняющие побочными продуктами окружающую среду и позволяющие получать высокоиндексные масла высокого качества.

В двигателях внутреннего сгорания применяют как нефтяные, так и синтетические масла или их смеси. Синтетические масла получают путем синтеза на основе индивидуальных соединений. Наибольшее распространение получили полиальфаолефиновые (углеводородные) смазочные масла, применяемые, как правило, в смеси с нефтяными в композициях моторных масел. Для специальных целей производят и применяют полисилоксановые (силиконовые), полигликолевые, фтор- и хлоруглеродные и другие синтетические масла. Основной фактор, ограничивающий широкое использование синтетических масел, — их относительно высокая стоимость.

В отечественных автомобилях и мобильной технике используют главным образом минеральные масла (около 95 %). Важнейшей проблемой производства и применения смазочных материалов является соблюдение экологических требований. Совершенствуются не только качественные, но и экологические требования к смазочным материалам — санитарные нормы и правила, нормы по безопасности и другие обязательные требования, которые обеспечивают безопасность и здоровье людей, чистоту окружающей среды.

© ООО ТТЦ "Добрый мастер"