О производителе |
Масла и смазки |
Контакты |
Статьи |
Карта сайта |
О нас |
Обзоры |
Производство топлив и масел
Сырьем для получения смазочных масел являются остаток атмосферной перегонки нефти — мазут (дистиллятные масла) и остаток
вакуумной перегонки мазута — гудрон (остаточные масла). Гудрон
подвергают деасфальтизации (удаление смолисто-асфальтеновых
веществ) жидким пропаном с получением остаточной высоковязкой масляной фракции. После селективной очистки, депарафинизации и гидродоочистки масляного сырья получают дистиллятные
и остаточные базовые масла. Добавлением в дистиллятные или
остаточные базовые масла присадок получают товарные масла.
Масляные дистилляты и остатки после деасфальтизации подвергают селективной очистке обработкой специальными растворителями — N-метилпирролидоном или фенолом, реже — фурфуролом. Из дистиллятов удаляют полициклические арены с короткими
боковыми цепями, тем самым улучшая один из важнейших показателей масла — индекс вязкости (зависимость вязкости масла от
изменения температуры). Для улучшения низкотемпературных
свойств дистиллятных и остаточных масел (понижения температуры застывания) после селективной очистки используют процесс
депарафинизации масла. Как правило, депарафинизацию производят смесями растворителей, например смесью метилэтилкетона
с толуолом. При депарафинизации из масляной фракции удаляют
твердые углеводороды. Заключительная стадия очистки масляного сырья — гидродоочистка (обработка водородсодержащим газом на катализаторе при повышенной температуре и давлении) — используется для удаления продуктов окисления, сернистых соединений, превращения олефинов в насыщенные соединения. Гидродоочистка повышает термическую стабильность масла и приемистость к присадкам.
В перспективе процессы селективной очистки, депарафинизации при производстве масел будут заменены на гидрогенизационные (гидрокаталитические) процессы (гидрокрекинг, каталитическая парафинизация, гидроизомеризация, гидрирование), не
загрязняющие побочными продуктами окружающую среду и позволяющие получать высокоиндексные масла высокого качества.
В двигателях внутреннего сгорания применяют как нефтяные,
так и синтетические масла или их смеси. Синтетические масла получают путем синтеза на основе индивидуальных соединений. Наибольшее распространение получили полиальфаолефиновые (углеводородные) смазочные масла, применяемые, как правило, в смеси
с нефтяными в композициях моторных масел. Для специальных
целей производят и применяют полисилоксановые (силиконовые),
полигликолевые, фтор- и хлоруглеродные и другие синтетические масла. Основной фактор, ограничивающий широкое использование синтетических масел, — их относительно высокая стоимость.
В отечественных автомобилях и мобильной технике используют
главным образом минеральные масла (около 95 %).
Важнейшей проблемой производства и применения смазочных
материалов является соблюдение экологических требований. Совершенствуются не только качественные, но и экологические требования к смазочным материалам — санитарные нормы и правила,
нормы по безопасности и другие обязательные требования, которые обеспечивают безопасность и здоровье людей, чистоту окружающей среды.
|